Слияние

Слияние юридического лица — это юридическая процедура в результате которой создается новое юридическое лицо, которому передаются все права и обязанности двух и более юридических лиц, а эти юридические лица в свою очередь прекращают свое существование.  Таким образом новое юридическое лицо, образовавшееся в результате слияния нескольких компаний является правопреемником объединившихся компаний. Правопреемство оформляется передаточным актом, в котором содержатся положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ). Порядок и условия слияния регламентируются Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», а также договором о слиянии, который заключается между юридическими лицами, участвующими в слиянии.
Условно можно разделить слияния компаний на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные слияния — это объединение компаний которые находятся на одной стадии производства, например, компания по производству окон и компания по производству мягкой мебели.
Вертикальные слияния - это объединение компаний которые находятся на разных стадиях производства, например, компания по производству стекла и компания по производству окон.
 
Основные мотивы горизонтальных слияний компаний:
Укрупнение бизнеса с целью захвата новых рынков сбыта. Компания покупатель объединяется с другой компанией целью, которая уже присутствует на интересующих компанию покупателя рынках. Такое слияние позволяет экономить средства и время на завоевание новых рынков.
 
Укрупнение бизнеса с целью экономии издержек производства. В случае когда две компании у которых схожая структура производства и сбыта товара объединяются у них появляется возможность  сократить штат сотрудников, сократить число производственных, складских и офисных помещений, то есть оптимизировать процесс производства и реализации товара, тем самым увеличить масштаб и эффективность бизнеса.
 
Укрупнение бизнеса с целью уничтожения конкурентов. В настоящее время благоразумные, дальновидные бизнесмены все чаще в конкурентной борьбе выбирают стратегию объединения с конкурентами. Действительно для многих участников рынка стал очевиден тот факт, что слияние с конкурирующими компаниями дает множество преимуществ, экономит время и средства, повышает качество работы и эффективность объединяющихся компаний.
 
Основным мотивом вертикальных слияний компаний является оптимизация производственного процесса, то есть возможность экономить на каждой стадии производства и не зависит от стороних производителей и поставщиков. Так например компания по производству окон может сэкономить включив в свой состав отделения по производству всех комплектующих (стекло, пластик, фурнитура и т.д.), а также отдел доставки и т.д.
Общей же целью для всех объединений компаний является слияние с целью достижения синергетического эффекта, то есть в результате успешного объединения двух и более компаний прибыль новой компании должна быть выше суммы прибылей всех объединившихся компаний (1+1=3). Только в этом случае слияние считается успешным.